(Ок. 1097 или 1100, Лукка - 25.11.1185, Верона; до избрания папой - Убальдо Аллучиньоли), папа Римский (с 1 сент. 1181). Происходил из знатного рода. До избрания на Папский престол Аллучиньоли был близок к ордену цистерцианцев, но монашеских обетов он, по-видимому, не приносил (Robinson. 1990. Р. 212). В дек. 1138 г. папа Римский Иннокентий II возвел его в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии Сант-Адриано, в мае 1141 г.- кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Прасседе. В дек. 1158 г. папа Адриан IV сделал его кардиналом-епископом Остии и Веллетри. 20 сент. 1159 г. кардинал принимал участие в церемонии интронизации нового папы Александра III. Этому понтифику удалось положить конец церковной схизме, события к-рой были тесно связаны с итал. политикой имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), был заключен мир в Венеции (июль 1177), и Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским. В марте 1178 г. папа при поддержке имп. войск вступил в Рим. В марте 1179 г. Александр III провел Латеранский III Собор, который объявил недействительными все назначения и рукоположения, совершённые «имперскими» антипапами Виктором IV (V) (1159-1164), Пасхалием III (1164-1168) и Каллистом III (1168-1178). Однако уже в мае того же года Александр III был вынужден вновь бежать из Рима из-за народных волнений; во 2-й пол. XII в. в городе установилось коммунальное правление и римляне выражали недовольство светской властью папы над Римом и Папской обл. Спустя неск. месяцев нек-рые кардиналы и представители рим. знати поддержали антипапу Иннокентия III (1179-1180). Со смертью антипапы закончилась и церковная схизма, но в Рим папа Александр III вернуться не смог: он умер 30 авг. 1181 г. в Чивита-Кастеллана. После его смерти собравшиеся в Веллетри кардиналы избрали на Папский престол кард. У. Аллучиньоли, являвшегося к тому времени деканом коллегии кардиналов. Во время выборов 1181 г. впервые был применен канон «Licet de evitanda discordia» III Латеранского Собора. В соответствии с ним папа был избран 2/3 голосов всех кардиналов-выборщиков. Новый папа взял себе имя Луций. 6 сент. там же, в Веллетри, состоялась церемония папской интронизации.
Политику Папского престола в понтификат Л. по-прежнему определяли отношения с имп. Фридрихом Барбароссой. После избрания Л. главным вопросом оставалось возвращение папской курии в Рим. В ходе переговоров с городскими властями был достигнут нек-рый компромисс, и 2 нояб. 1181 г. папа въехал в город, но в марте 1182 г. ему пришлось вновь бежать оттуда. Л. больше не вернулся в Рим, в последующие годы временные папские резиденции находились в Веллетри (до кон. 1182), Ананьи, других городах, а с 1184 г.- в Вероне. В противостоянии с римлянами (28 июня 1183 они захватили г. Тускул, переданный императором Папскому престолу) Л. был вынужден искать помощи у имп. Фридриха Барбароссы. В этот период значительную поддержку папе оказал имперский легат Кристиан I фон Бух, архиеп. Майнцский (1165-1183), но после его внезапной смерти от лихорадки отношения понтифика с императором заметно осложнились.
25 июня 1183 г. в Констанце между императором и представителями городов Ломбардской лиги был заключен договор, по к-рому города признали верховную власть императора, а тот обязался не вмешиваться в их внутренние дела: Фридрих Барбаросса подтвердил передачу регалий (lex regalia) - адм., судебных и финансовых прерогатив - коммунам, восстановил выборы консулов, но обязал города участвовать в формировании имп. войска, а консулов коммун - приносить присягу верности императору. После урегулирования отношений с городами Сев. Италии император вернулся к открытому противостоянию с Папским престолом. Ситуация усугублялась разногласиями, связанными с «наследством Матильды Тосканской». В 1115 г. маркграфиня завещала Римской Церкви свои земли, включавшие помимо Тосканы также Мантую, Парму, Реджо (ныне Реджо-нель-Эмилия), Пьяченцу, Феррару, Модену, герц-ство Сполето, часть Папской обл. и Анконскую марку. Статус упомянутых в завещании земель был указан не всегда точно: среди них были наследственные земли и имперские фьефы. В договоре, заключенном в 1177 г. в Венеции, вопрос о «наследстве Матильды» решен не был: предполагалось, что Фридрих Барбаросса должен был передать имперские владения из «наследства Матильды» Папскому престолу, но все права императора на эти земли сохранялись (salvo omni jure imperii). Тем не менее, добиваясь возвращения этих владений, император предлагал выплатить папе и кардиналам денежные суммы в размере 2/10 от дохода со всех своих земель в Италии или же привлечь к рассмотрению дела третейского судью. Несмотря на то что в быстром решении вопроса о «наследстве Матильды» был заинтересован и Л. (от этого зависел выбор тех мест за пределами Рима, к-рые могли служить папскими резиденциями), соглашение достигнуто не было.
Противостояние папы с императором усугублялось также отказом Л. в соответствии с решениями III Латеранского Собора признать рукоположения и назначения, совершённые «имперскими» антипапами; это касалось прежде всего духовенства в герм. владениях императора. Сначала папа выразил готовность пойти навстречу просьбам императора и предоставить рукоположенным антипапами клирикам диспенсацию, однако под влиянием коллегии кардиналов объявил о том, что этот вопрос должен рассматриваться Собором. В 1183 г. понтифик вмешался в конфликт, связанный с избранием Трирского архиепископа. Кандидатура архидиак. Фольмара фон Кардена, к-рого поддерживали сторонники папы - Генрих III, герц. Лимбурга, знатные горожане и часть городского духовенства, не была признана проимператорски настроенными канониками соборного капитула, выдвинувшими своего кандидата - декана капитула Рудольфа фон Вида. Фридрих Барбаросса поддержал кандидатуру Рудольфа и провел его инвеституру, но Л. признал законным избрание Фольмара. Апелляция прибывшего в Италию Фольмара была рассмотрена в Римской курии; в 1186 г., в день Пятидесятницы, в Вероне он был рукоположен во архиепископа папой Урбаном III.
В Вероне, вероятно, во время заседаний Собора (сер. окт.- нач. нояб. 1184), а также в сер. дек. того же года состоялись 2 встречи папы с императором. Помимо вопросов о предоставлении папской диспенсации представителям герм. духовенства, назначения и рукоположения к-рых были аннулированы III Латеранским Собором (Л. обещал, что решение по этому вопросу будет принято Собором, к-рый планировалось провести в Лионе, однако он так и не был созван), обсуждались возможная помощь императора крестоносцам в Палестине и организация совместной борьбы светской власти и Церкви против массовых еретических выступлений. Фридрих Барбаросса заявил Л. о намерении добиться при жизни имп. коронации своего сына, герм. кор. Генриха VI (1169-1197, самостоятельно с 1190, император с 1191). 29 окт. 1184 г. Генрих VI был помолвлен с Констанцией де Отвиль, тетей Вильгельма II, кор. Сицилии (1166-1189), которая после смерти бездетного Вильгельма II могла претендовать на королевский престол (Л., вероятно, способствовал переговорам об этом брачном союзе). Однако участие Генриха VI в конфликте претендентов на Трирскую кафедру и организованное королем преследование Фольмара, к-рого поддерживал Л., послужили поводом для отказа папы в имп. коронации Генриха VI при жизни отца. После нек-рых колебаний Л. поддержал т. зр. тех членов Римской курии, к-рые считали одновременное существование 2 императоров противозаконным.
4 нояб. 1184 г. в Вероне Л. обнародовал декрет «Ad abolendam» (Concile de Vérone: Decretale «Ad abolendam diversarum haeresium pravitatem» du 4 nov. 1184 // Enchiridion fontium valdensium / Ed. G. Gonnet. Torre Pellice, 1958. Vol. 1. P. 50-53; впосл. вошел в состав Декреталий Григория IX - Liber Extra. V 7. 9: «De haereticis»), целью к-рого было способствовать организации совместной борьбы светской власти и Церкви против массовых еретических выступлений (см. также ст. Инквизиция). Император выступал гарантом выявления догматических отклонений любого рода, в то время как выбор методов и конкретных форм борьбы с еретиками был предоставлен Церкви. Постепенно Церковь возложила сходные обязанности и на др. светских правителей, вслед. чего отступничество от католич. веры оказывалось двойным нарушением права - церковного и светского. Мирянин, совершивший такое преступление, подвергался церковному отлучению, а на владения правителя, отлученного от Церкви, налагался интердикт. Те, кто оказывали поддержку еретикам, не могли вершить суд и теряли право занимать должности.
Вопрос о том, какие еретики были осуждены при Л., остается не вполне проясненным: так, в декрете «Ad abolendam» упоминались катары, патарены, гумилиаты, или «бедняки из Лиона, измышляющие ложное имя», пассагины, иосифляне и арнольдисты. Однако эти названия трудно соотнести с конкретными еретическими движениями; по-видимому, они обозначали скорее типы заблуждений, имевшие распространение в то время: так, катарами и патаренами называли всех, кто исповедовали дуализм; пассагинами и иосифлянами - тех, кто были ориентированы на ветхозаветную традицию, что приводило к обвинению сторонников этих течений в склонности к иудаизму; арнольдистами, по-видимому, были сторонники Арнольда Брешианского. Во многом отлучение еретиков от Церкви было продиктовано необходимостью положить конец деятельности проповедников, не получивших дозволения от папы или местного епископа, вне зависимости от конкретного содержания их проповедей. Т. о., убеждения и богословские положения проповедников-еретиков отходили на 2-й план, а в качестве еретического заблуждения рассматривалось несоблюдение установленного в Церкви порядка.
Клирик, к-рого уличили в еретическом заблуждении, временно отлучался от Церкви и должен был публично отречься от ложных идей. Мирянин также был обязан публично отказаться от ереси и заплатить штраф, назначавшийся в соответствии с проступком. Тех же, кто упорствовали в ереси, папский декрет предписывал передавать светскому суду для вынесения приговора о смертной казни. Дважды в год (но не менее 1 раза) епископы и архиепископы лично либо через архидиакона или иное доверенное лицо должны были сообщать о еретиках, предоставив 3 или более подтверждений их вины и проинформировав о том, распространяется ли ересь среди клира, проводят ли сторонники еретического учения тайные собрания, сопровождаются ли догматические заблуждения повседневными нарушениями. Обвиняемых передавали епископу или архиепископу «для очищения». Если те отказывались от епископского суда или после оправдания вновь впадали в ересь, то они несли наказание в соответствии с епископским приговором (episcoporum iudicio).
При Л. были письменно зафиксированы общие детали процедуры канонизации; к его понтификату относятся самые ранние из известных акты допроса свидетелей в ходе канонизационных процессов. В 1185 г. впервые была сформирована комиссия, возглавляемая кардиналом при участии 2 ассистентов, для расследования чудес и образа жизни отшельника Гальгано († 1181). При Л. был продолжен канонизационный процесс Бруно Астийского, еп. Сеньи († 1123), и начат сбор сведений (не приведший к началу процесса канонизации) об архиеп. Петре II из Тарантеза († 1174).
Л. похоронен в кафедральном соборе г. Вероны.